ПРИНЦЕССА НЕМОГО КИНО, родившаяся в Барановичах, покоряла Европу

 За свою жизнь ей несколько раз пришлось круто менять судьбу. В юном возрасте она покинула родину навсегда. За двенадцать лет кинокарьеры  сыграла в девятнадцати фильмах и стала лицом знаменитой немецкой кинокомпании UFA. Вышла замуж за человека, десять лет добивавшегося ее руки, и решила посвятить ему свою жизнь. Война разметала ее семью по обе стороны океана, и последние годы она отдала детям.

article635.jpg

Автор: Владимир ГЛАЗОВ | 16.03.2011

За свою жизнь ей несколько раз пришлось круто менять судьбу. В юном возрасте она покинула родину навсегда. За двенадцать лет кинокарьеры сыграла в девятнадцати фильмах и стала лицом знаменитой немецкой кинокомпании UFA. Вышла замуж за человека, десять лет добивавшегося ее руки, и решила посвятить ему свою жизнь. Война разметала ее семью по обе стороны океана, и последние годы она отдала детям.

«Времена не выбирают – в них живут и умирают…», - сказал поэт. Это относится к каждому из нас. Важно уметь доверять тайным знакам, посылаемым нам судьбой, чтобы жизнь человека обрела цельность и душевное равновесие, несмотря ни на какие удары извне. Вот таким цельным образом предстает жизнь Александры Зориной – звезды европейского немого кино.

Детство среди деревьев

Александра Зорина родилась 17 сентября 1899 года в Барановичах в многодетной семье землевладельцев Марии и Александра Цвикевичей. С раннего детства у нее появилось влечение к прекрасному: она писала стихи, понемногу сочиняла музыку, в своих детских мечтах видела себя на сцене выступающей перед публикой. Притом, что у нее были два брата и сестра, Александра остро ощущала одиночество и отчуждение. Она подолгу могла бродить по лесу одна, чувствуя себя уютнее среди деревьев, чем среди людей. Несмотря на эти особенности характера старшей дочери, родители всячески поощряли в своих детях тягу к искусству. Летом в саду перед домом отец устраивал импровизированную сцену, на которой дети выступали с чтением стихов, песнями, разыгрывали театральные сценки. Зимой же заливали каток, и детвора, катаясь на коньках, выполняла мудреные упражнения, обучаясь грациозным движениям.

Судя по всему, Александра получила хорошее домашнее образование. Молодая девушка хотела стать пианисткой, однако мать, женщина с жестким характером, настояла на том, чтобы дочь выбрала медицинское поприще.

«Вся в свету, доступна всем глазам»

Вскоре после революции семья с трудом перебралась в Польшу, где мать приобрела небольшой ресторан, а Александра открыла стоматологический кабинет. Но как ни играй в прятки с судьбой, она все равно тебя настигнет. Совершенно случайно девушка получает предложение от польской кинокомпании сыграть главную роль в фильме. Не забудем, что это была эпоха немого и черно-белого кино, когда ценились не столько внешние данные, сколько именно выразительность лица, мимики, жестов.

Дебют превзошел все ожидания – картина имела успех. Новоиспеченную актрису заметили и пригласили работать в знаменитую немецкую кинокомпанию UFA -- на то время крупнейшую в Европе. Несмотря на то, что она была наполовину государственная, ее продюсеры старались ставить не столько патриотические, сколько развлекательные киноленты. Именно с 1919 года, когда Роберт Вине снял свой знаменитый «Кабинет доктора Калигари», наступает расцвет экспрессионизма в немецком кинематографе. Фильмы Вине и Мурнау идут с огромным успехом в Европе и Америке.


С 1919-го по 1924-й год Александра, взявшая себе сценический псевдоним Зорина, играет главные роли в таких фильмах, как «Карусель жизни», «Деньги дьявола» и еще в ряде картин. В 1924 году на главную роль в фильме «Руки Орлака» ее приглашает «великий и ужасный» Роберт Вине. «Руки Орлака» - шедевр немецкого экспрессионизма – стал вершиной артистической карьеры Александры Зориной. После этой картины она могла позволить себе выбирать, в какой ленте ей играть, а в какой – нет. Она все равно напряженно работает. Один за другим выходят на экраны фильмы с ее участием: «Самая красивая женщина Парижа», «Господин директор», «Женщина с плохой репутацией», «Принцесса цирка» и другие. Она востребована, ее обожает публика. Да и, раз вдохнув воздух съемочной площадки, трудно от него отказаться. Но…

Когда софиты гаснут и рвутся бомбы

В 1932 году Александра Зорина, звезда европейского кино, решает уйти из него. Возможно, сработал инстинкт: наступала новая эра – звукового кино. Далеко не все могли адаптироваться в новых реалиях, великий Чарли Чаплин тому пример.

Была, так сказать, и личная составляющая такого решения. Еще в 1922 году она познакомилась в Берлине с выпускником царскосельской николаевской гимназии Сергеем Оцупом. На протяжении десяти лет Сергей Авдеевич ухаживал за одной из самых красивых и популярных женщин Европы. Для самой Александры, думается, выбор был не из легких, ведь ее благосклонности добивались и Сергей Есенин, и Владимир Набоков, а Федор Шаляпин предлагал руку и сердце. Но Александра решает связать свою жизнь с Сергеем Оцупом, который к тому времени стал успешным кинопродюсером. В 1932 году они поженились, а через три года у них родилась дочь Татьяна.

В 1939 году Сергей Авдеевич уезжает по делам в Испанию. Через некоторое время к нему должны были присоединиться и жена с дочерью. Однако этим планам помешала начавшаяся Вторая мировая война. Больше они так и не встретились. Сергей Авдеевич Оцуп так и прожил до конца жизни в Испании, где прослыл известным коллекционером икон. (В одном из романов Ю. Семенова есть эпизод, когда Штирлиц, будучи в Мадриде, заходит именно к нему в дом, пропахший русским духом, ладаном и т. п., и сильно этому удивляется. А сейчас в Мадриде есть музей икон, основанный Сергеем Оцупом.)


Александре, оставшейся одной с дочерью, надо было зарабатывать на хлеб. Помогли былые связи в мире кино. Она работала переводчицей, сделала субтитры ко многим фильмам. В 1943 году при бомбежке ее дом был разрушен, и ей пришлось переехать в окрестности Берлина.

После окончания войны – скитания по лагерям беженцев. Где и в каких только нечеловеческих условиях люди пытаются оставаться людьми! В одном из лагерей была организована театральная труппа. И вот вам еще один выверт судьбы: в лагере союзных войск для беженцев в Германии Александра Зорина сыграла в пьесе Пушкина «Барышня-крестьянка» роль англичанки-гувернантки! Это была ее последняя роль.


Золушка в Сан-Франциско

В 1949 году Александра Зорина, хоть и с большими трудностями, переехала в Америку и поселилась в Сан-Франциско (где и жила до своей кончины в 1973 г.). От былой красоты и умения вызвать восхищение ничего не осталось. Но она и это приняла как должное, посвятив оставшуюся жизнь детям и внукам. Кем только бывшая прима европейского кино ни работала: няней, помощницей на кухне при больнице, машинным оператором по изготовлению наклеек.

Она никогда не вспоминала о своей кинокарьере. Возможно, та хрупкая, застенчивая, одинокая девочка из Барановичей, спустя годы славы и ужасов войны, вернулась в свое естественное состояние? Может, она вслед за немецким философом Теодором Адорно считала, что «после Освенцима поэзия невозможна»? А может быть, она так до конца своих дней оставалась принцессой европейского кино? Ведь когда принцессе плохо, подданные не должны этого видеть.

www.bk-brest.by

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1565 просмотров


Нет комментариев. Ваш будет первым!